Народы Арктики

Народы Арктики

Приоритетность образования в арктических регионах диктуется и общечеловеческими оценками. Общеизвестно — интеллект нации, ее образованность, знание есть главный ресурс, вплоть до ключевого значения в будущем сохранении и развитии нации. Вот почему одним из центральных тезисов геостратегии арктических стран в отношении коренных народов в долговременной, вековой перспективе, исходя как из собственно государственных, так и из общемировых интересов, должно быть инициирование науки и образования.

И еще одну область значения образования, в том числе и в приложении к коренным народам Арктики, подчеркнем. В современных исследованиях наблюдающиеся в обществе рост насилия, деградация морали, семьи и социальных ценностей выводят и из воздействий демографического взрыва и потребления ресурсов. Образование дает возможность понять взаимозависимость между экономическим процветанием, состоянием окружающей среды и социальной справедливостью.

И в этой проблеме мы находим подсказку в историческом прошлом. Вновь обратимся к русскому философу В. С.Соловьеву.

Его учение дает современному обществу один из ключевых подходов: в исправлении в каждом народе «преступных личных элементов» и «полном упразднении всех остатков уголовной свирепости» участвуют «перевоспитание и разумная опека» и то, чтобы «люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные».

Граждане должны иметь полную возможность получить хорошее образование.

Недостаток или отсутствие образования имеют своим следствием отсутствие или пониженность квалификации, ограниченность возможности найти полноценную работу. По большому счету перед системой образования стоит задача воспитывать национальных лидеров XXI века. Такая установка отвечает государственной политике в образовательной сфере с переходом к партнерским и договорным отношениям с народами Арктики.

В национальном лидере должны быть выражены стойкий традиционный стержень, способность всесторонне улучшить жизнь семьи и общины, гордость за этно-кулыурное, этнодуховное наследие.

Традиционным ценностям народов Арктики — высокое место в образовательной системе.

Усложняющая специфичность национального образования в арктических регионах состоит в том, чтобы окончившие обучение молодые люди могли жить и преуспевать не только в национальной среде с традиционным хозяйством и укладом жизни, но и вне этой среды, куда молодого человека почти обязательно приведут жизненные пути (в города, вузы, на промышленные предприятия и т. д.).

То есть речь идет о совмещении, так сказать, серийного, базисного образования, особенно необходимого для жизни и преуспеяния в инонациональной среде, и образования, обеспечивающего жизнь и преуспеяние в национальной среде, для чего необходимо овладение традиционными промыслами и знание в области национальной культуры, истории, языка, литературы, самоуправления, земельных отношений и т. д. Вот почему необходимы местные педагогические кадры, участие общины, родителей, местного контроля над образованием, гибкость в способах и видах обучения, широко-профильносгь сельских учителей.